Главная » Статьи » Оружие

"Объект 140"

Танк опередивший время.
В 1950 году в «Отделе 520» (позднее ОКБ 520) УТЗ (Уральский танковый завод), в рамках создания принципиально нового танка, начали работу над «Объектом 140». Работы возглавил Главный конструктор Морозов А.А. В 1952 году в связи с разногласиями между руководством завода и инженерами ОКБ Морозов и ряд его коллег перешли на Харьковский завод (в дальнейшем КБ-60). Работы над танком "Объект 140" с 1953 г. продолжил Л.Н. Карцев. Официальным началом работы является ТЗ от заказчика, оформленное в 1954 г. Поэтому официально "Объекта 140" разрабатывался с 1954 года. Отсюда и разногласия по срокам в различных источниках.
Морозов же с коллективом КБ-60 начал создание танка "Объект 430" используя многие решения, разработанные для "Объекта 140".
"Объект 140" имел классическую схему общей компоновки. Как и на предыдущих послевоенных средних танках, место механика-водителя было смещено к левому борту корпуса. Сварной корпус имел гнутые бортовые листы переменного профиля, вместе с лобовым листом они выступали вверх таким образом, что защищали погон башни от пуль и осколков. Для уменьшения массы танка, кроме гнутых бортовых листов, применялись изготовленные из алюминиевого сплава крыша МТО и опорные катки. "Объект 140" получил новую более покатую литую башню с вварной крышей сферической приплюснутой формой, для удобства работы заряжающего была предусмотрена высокая башенка.

Он выпадал по своим конструктивным решениям из типичного ряда машин того времени из семейства Т-54 – Т-62А. Впереди располагалось отделение управления, а моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части. Вместе с тем, для этой машины были характерны и серьезные конструктивные отличия от серийного танка Т-54. Стремясь облегчить машину, разработчики создали оригинальную конструкцию корпуса, в котором был применён гнутый, с переменным профилем по ширине борта, лист. Такая конструкция позволила увеличить диаметр погона, при этом отпала надобность в переходных броневых деталях. На машине была применена оригинальная ходовая часть, которая включала в себя шесть алюминиевых опорных катков большого диаметра с наружной амортизацией, и три поддерживающих ролика с каждого борта. Шестикатковая ходовая часть и алюминиевые катки вот уже более 30 лет стоят на всех танках типа Т-72, Т-80 (кроме УД) и Т-90. Впервые на «объекте 140» были установлены баки-стеллажи, которые стали серийно применяться, начиная с танка Т-55.

Хотя основу концепции «Объекта 140» заложила еще команда Морозова, но оставшийся и обновленный коллектив успешно развивал его, были внедрены новые решения по стабилизации орудия, ходовой предложено повысить мощность двигателя.
На танке «Объект 140» впервые была установлена дифференцированная противоснарядная броневая защита. Бортовые листы корпуса (сваривался из отдельных бронелистов) – гнутые, с переменной толщиной (в нижней части 80 миллиметров, в верхней – 57 миллиметров). Носовая часть корпуса собиралась из двух 100-миллиметровых бронелистов. Бортовые и верхний лобовой листы кверху выступали таким образом, что образовывали защиту опоры башни (что не применялось даже на поздних Т-64, Т-72). Башня отличалась чрезвычайно плотным прилеганием к корпусу. Кормовая часть корпуса представляла собой литую вставку, которая состояла из верхней и нижней бронедеталей, расположенных под углом. Крышу корпуса образовывали горизонтальный лист, передний и задний скуловые листы, располагавшиеся под большими углами. Для доступа к агрегатам и узлам трансмиссии и силовой установки крыша корпуса над моторно-трансмиссионным отделением открывалась на петлях назад. Специальный торсион облегчал поднятие крыши экипажем. Литая сферическая башня имела узкую амбразуру для пушки. Максимальная толщина лобовой брони башни – 240 миллиметров, бортовой – 220 миллиметров. Крыша башни в кормовой части имела люк, через который осуществлялся выброс стреляных гильз. Слева на крыше башни устанавливалась командирская башенка, имеющая ту же конструкцию, что и башенка на Т-54. Справа на крыше башни – основание люка заряжающего. Крышка люка заряжающего и турель зенитной пулеметной установки вращались на шариковой опоре.

Для снижения загазованности боевого отделения конструкторы Ю.А. Ковалев, В.М. Быстрицкий, Е.Е. Кривошея и Ю.С. Цыбин предложили внедрить механизм выброса стреляных гильз. Принцип его работы был таким: экстрактируемая гильза попадала в ловушку механизма выброса, в задней части башни открывался специальный люк и гильза пружиной выбрасывалась наружу, после чего люк закрывался. При выстреле во время отката пушки механизм взводился для очередного броска. Испытания показали, что это устройство позволило сократить загазованность в танке более чем в два раза и избавило экипаж от необходимости укладывать гильзы на место использованных выстрелов. (В дальнейшем это решение было использовано при создании среднего танка "Объект 165".)
На танке первоначально предложили устанавливать 12-цилиндровый дизель ТД-12 (однако в процессе работы предполагалось его заменить на более мощный В-36, являвшийся модификацией двигателя типа В-2). Двигатель имел эжекционную систему охлаждения и воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли. В топливной системе применялись баки-стеллажи, получившие в дальнейшем широкое распространение в отечественных танках. Для уменьшения высоты МТО с целью снижения общей массы машины двигатель был повернут одним блоком цилиндров к днищу на 53 градуса.
В ходовой части со стороны каждого борта устанавливалось по 6 двухскатных опорных катков, телескопические гидроамортизаторы на передних и задних узлах торсионной подвески, поддерживающие катки, а также ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами.

На основе разработанной техдокументации были изготовлены два опытных образца для заводских испытаний. После их проведения танки были отправлены на главный бронетанковый полигон СССР, что располагается в поселке Кубинка Московской области - для дальнейших испытаний.
На сравнительных испытаниях с "Объектом 430" у "Объекта 140" был выявлен ряд дефектов. Вскоре по инициативе Карцева "Объект 140" был снят с конкурса и работы по нему были прекращены. Два основных замечания относились к размещению двигателя под наклоном, что усложняло его изъятие из корпуса в войсковых условиях и мелким недоработкам по принципиально новой ходовой (в последствии доработанную ходовую использовали на модификациях Т-72, Т-80, Т-90 ).
Однако стоит отметить, что Карцев очень уважал Морозова и не хотел "переходить ему дорогу" и это явилось возможно решающим моментом в судьбе "стосорокового". Современники обращали внимание и на политическую составляющую связанную с приходом к власти Н.Хрущева. В этот период, не только в танкостроении, управляющие функции в отраслях и новые разработки активно передавались на предприятия Украинской ССР - вотчины Хрущева.
Кроме того, эксперты отмечают неготовность предприятий быстро перейти к внедрению некоторых решений "Объект 140" в производство (некоторые из них были внедрены только на Т-64, Т-72).
«Объект 140» действительно опередил время, но наряду с достижениями, имено это и стало слабым местом "стосорокового" приведшего к отказу от дальнейшей разработки и принятия его на вооружение. Приоритет получили модернизированный Т-54, ставший Т-55 с новшествами от "Объекта 140" и в дальнейшем более простой в производстве Т-62А.

Тактико-технические характеристики танка «Объект 140»:
Боевая масса – 36-37,5 т;
Экипаж – 4 человека;
Длина корпуса – 6315 мм;
Длина с пушкой вперёд – 9102 мм;
Ширина корпуса – 3300 мм;
Высота – 2400 мм;
База – 4137 мм;
Колея – 2700 мм;
Клиренс – 432-472 мм;
Двигатель – ТД-12 дизельный, 580 л.с. ( 700 л.с. для В-36), при 2100 об/мин или
Скорость по шоссе – 55 км/ч (64 км/ч для В-36);
Скорость по пересечённой местности – 30 км/ч (40 км/ч для В-36);
Запас хода по шоссе – до 500 км (450 км для В-36).
Удельная мощность – 16, л. с./т; (18,9 для В-36)
Тип подвески – торсионная;
Удельное давление на грунт – 0,75 кг/см;
Преодолеваемый подъём - 35 градусов;
Преодолеваемый брод – 1,4 м;
Основное вооружение нарезная 100-миллиметровая пушка Д-54ТС, боекомплект – 50 снарядов;
Пулемёты: один 14,5-миллиметровый КПВТ, два 7,62-миллиметровых СГМТ;
Прицелы ТПДС, "Угол", "Узор", "Луна II",
Двухплоскостной стабилизатор вооружения "Метель"

В статье использованы материалы Уралвагонзавода, 38-го НИИБТ МО РФ фотографии Алексея Хлопотова
Категория: Оружие | Добавил: Loockback (17.01.2014)
Просмотров: 1284 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Loockback  
1
Пока нет, да и надо ли. У нас если пойдет, кто надо прочтет.

1 boginlogin  
0
познавательно, спс, я купил  уже, но почти не катался...
не пробовал гайды писать на форуме WOT?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]